Героиня T.E.V.I – Полина Павлович
Героиней сентябрьского выпуска спецпроекта «герои T.E.V.I», в рамках которого мы приглашаем талантливых личностей из сфер искусства, дизайна и архитектуры, стала искусствовед, лектор и основатель творческого пространства «Гостиная» Полина Павлович.
Мы встретились с Полиной в пространстве ее проекта «Гостиная», который по совместительству служит офисом и местом силы героини, чтобы поговорить о стиле, искусстве, любви к архитектуре и чувстве прекрасного.
Мы встретились с Полиной в пространстве ее проекта «Гостиная», который по совместительству служит офисом и местом силы героини, чтобы поговорить о стиле, искусстве, любви к архитектуре и чувстве прекрасного.
Полина, как вы пришли к профессии искусствоведа?
Я выросла в семье, где многие связаны с искусством. Моя мама по первому образованию художник-витражист, потом она получила диплом профессионального литератора. Мой папа всегда любил историю. Бабушка и тетя закончили исторический факультет МГУ. Сестра — архитектор, дядя — художник. Когда я выбирала вуз, то выбор был сделан в пользу исторического факультета МГУ, отделения истории и искусства. Так я стала искусствоведом по образованию. Восемь лет назад я начала читать лекции для всех любителей прекрасного, тогда и стала искусствоведом по профессии.
Как выглядит ваш рабочий день? Чем занимаетесь в свободное от работы время?
Мой рабочий день бывает разным. Есть дни, когда все время проходит за подготовкой к лекциям, тогда я иду в библиотеку или работаю в «Гостиной» с теми книгами, которые у меня есть. Бывают дни, которые заняты лекциями, экскурсиями или поездками, которые погружают наших участниц в искусство, то тогда я встречаюсь со своими слушателями в «Гостиной» или отправляюсь с ними в путешествие.
В свободное от работы время занимаюсь совершенно разными вещами. То, что со мной постоянно, это балетный класс. Я очень люблю свое хобби. Оно дает мне уверенность в себе и позволяет поддерживать хорошую физическую форму. Я люблю смотреть балет в театре. В свободное от работы время предпочитаю культурный досуг, но иногда нужно просто погулять или встретиться с близкими, побыть с детьми.
В своих социальных сетях вы часто делитесь рекомендациями по литературе. Какие книги вы посоветуете прочитать, чтобы лучше начать разбираться в искусстве?
На самом деле, книг очень много. Тут важно задать себе вопрос: «В каком искусстве я хочу разбираться?». История искусства насчитывает несколько тысячелетий истории, одной книгой их охватить невозможно. Если говорить именно о каких-то сквозных трудах, которые рассказывают об истории искусства, то это работы Эрнста Гомбриха и Михаила Алленова.
Есть ли отдельный период искусства, который вам особенно близок?
Когда меня спрашивают про период, который для меня близок и интересен, то я всегда говорю, что есть что-то такое, что с тобой давно, оно часто родом из детства и юности. Например, такой художник, как Карл Брюллов. Что-то родом из важных эпизодов, связанных с твоей уже взрослой жизнью. Для меня это Константин Сомов, безусловно. Но когда ты готовишься к лекции или пишешь какой-то текст и с тобой какой-то персонаж, то ты бесконечно его любишь. Если попытаться выбрать какой-то конкретный период, то это будет конец XIX - начало XX века. Очень сложный, неоднозначный период, богатый на проявления творческого гения человека в разных сферах не только изобразительного искусства, но и культуры.
Для съемки вы выбрали свой проект «Гостиная». Расскажите, как к вам пришла идея создания этого проекта и что он для вас значит?
Моя гостиная — это мое место, которое я бесконечно люблю. Это очень московское место, и я счастлива объединить в нем мое происхождение: я москвичка и мои бабушки и прабабушки родились в Москве. Для меня важно, что это место обладает именно московским духом, это самое сердце города. В интерьере хотелось подчеркнуть эклектичность Москвы, наслоение разных эпох и периодов. «Гостиная» — это и место для моих встреч, тут я могу создать именно ту атмосферу, которая наиболее мне близка. Это место для встреч других неравнодушных к искусству и культуре людей.
Что вас вдохновляет?
Меня вдохновляют совершенно разные вещи — моя профессия, искусство в абсолютно разных проявлениях, прогулки и занятия в классе. Меня вдохновляют спектакли, природа, литература. И самое важное, что есть в мире, что может меня вдохновить, — это человек. Он может вобрать в себя все, что есть вокруг, и это очень тонко, всегда про правду, про душу, про эмоцию. В первую очередь меня вдохновляют люди, которых встречаю, которые есть рядом со мной, с которыми могу спорить и соглашаться, которых люблю, с которыми я могу разделять разные моменты жизни. Это то, что вдохновляет больше, чем что бы то ни было на свете.
В одном из ваших прошлых интервью вы говорили, что архитектура — стилеобразующий вид искусства, то, из чего растет все остальное. Какие архитектурные произведения вам ближе всего?
Мы все время меняемся. Я считаю, что это уникальное качество человека, его возможность. Поэтому в какой-то момент ближе одно, в какой-то момент — другое. Но есть знаковые произведения архитектуры, от которых ты отталкиваешься. Это Барочный Рим и, как квинтэссенция Барочного Рима, площадь собора Святого Петра, вилла «Ротонда» в Виченце, великое произведение Андреа Палладио на севере Италии. Это церковь Покрова на Нерли, как говорил мой учитель: «Возможно, одно из самых итальянских произведений во всей древнерусской архитектуре». Вот такое необычное суждение об этом древнерусском памятнике.
Это произведения таких мастеров модерна, как Шехтель или Кекушев. И действительно, это каждый раз какие-то новые мгновения, новые моменты. Вещи, которые делал Фрэнк Ллойд Райт. С недавних пор, после того, как я побывала в Баку, к этому списку добавился центр Гейдара Алиева Захи Хадид. Я давно не получала таких ярких эмоций от соприкосновения с архитектурным сооружением.
Важно ли вам отражать свой характер и чувство прекрасного через внешний образ?
Мне очень важно попытаться отразить себя через то, как я выгляжу, свои эмоции и внутреннее состояние, то, как я вижу и чувствую прекрасное и гармонию. Для меня мой внешний образ — это проявление внутреннего «я».
Вещи из вашего wishlist?
В wishlist’e у меня чаще всего украшения. Я очень люблю ювелирное искусство, в том числе рассказываю о нем как спикер. Мне нравится придумывать украшения с моими друзьями-ювелирами. Если говорить про гардероб, то часто там оказываются очень сдержанные вещи. Я все чаще ношу черный цвет, исключения делаю достаточно редко. Стильная и минималистичная сумка — это частый пункт в wishlist’e. Мне также всегда нужен под рукой ежедневник или iPad.
На что вы больше всего обращаете внимание при выборе одежды?
При выборе одежды я обращаю внимание на цвет. Это черный, серый, бордовый, иногда другие холодные цвета. Я все меньше ношу принты, какие-то цветочные декоративные элементы на одежде. Большое внимание я уделяю составу тех изделий, которые хочу приобрести, поскольку считаю, что именно натуральные и качественные материалы – это залог красивой вещи.
Ваши стильные «да» и «нет»?
Я не совсем модница, скорее, все-таки иду за своими личными предпочтениями, за эмоциональным восприятием моды. Для меня однозначное «да» — сдержанный образ и яркие украшения, необычные, интересные, сложные, детализированные в том числе. Это элегантность вне времени. Стильное «нет» — я во все это наигралась в юности, поэтому мне сложно сейчас себя представить в каком-нибудь плюшевом спортивном костюме или джинсах с очень заниженной талией, в коротком топе. Хотя «никогда не говори никогда».
Какие предметы одежды вы носите чаще всего?
Наверное, это жакеты. Я люблю накидывать их летом, ношу осенью и даже иногда зимой под пальто. Часто выбираю платье за его цельность, возможность не беспокоиться о том, как подбирать низ и верх, сочетая их между собой. Оно уже решает основную задачу, и дальше ты его дополняешь украшениями, аксессуарами. Это то, что я люблю в моде.