Героем февральского выпуска спецпроекта «герои T.E.V.I», в рамках которого мы приглашаем талантливых личностей из сфер искусства, дизайна и архитектуры, стала архитектор и дизайнер Ксения Яшвили.
За плечами Ксении учеба в итальянском Istituto Marangoni, Высшей Британской Школе Дизайна и самой успешной в России школе дизайнеров интерьера «Детали». Более пятнадцати лет профессиональной деятельности в архитектурных бюро России, Германии и Великобритании, а также успешная частная практика с крупными проектами по всему миру.
Мы встретились с Ксенией в ее загородном доме, который по совместительству служит творческой студией и местом силы героини, чтобы поговорить о стиле, карьере, вдохновении и чувстве прекрасного.
Вот, что я выбрала в 17 лет, то до сих пор и делаю, так как точно знаю, что делаю это хорошо. К профессии привели мои детские хобби, а толчком послужил мамин совет, как эти хобби можно преобразовать в профессию. Поэтому путь свой я начала еще аж в 2007 году.
Это моя любимая тема! Я долго думала, в чем разница всего разнообразия услуг, которые представлены на нашем рынке дизайна. Ведь все такие разные и дело тут совершенно не во вкусовых предпочтениях.
Ремонт — это набор навыков и приемов, отточенный временем и опытом специалиста, который обычно несет в себе только функциональный характер и не отличается исторической составляющей. Ремонт может быть отточен до мастерства! Но, как правило, там будут встречаться плюс-минус одни и те же материалы, приемы или даже цвета, в зависимости от трендов и идеи. Это в некотором роде масс-маркет. Но это не плохо, он обязательно должен быть.
Интерьер, напротив, предназначен для взрослых людей, и я не про возраст в паспорте. Это о глубине вкусовой, о поколенческом опыте, о личностной многослойности. Я уверена, что моей профессии безумно важен жизненный опыт, история, глубина. Интерьер, когда специалист объединяет не только функционал, а вносит туда разные идейные слои, объединяет разные иногда по времени предметы в одну историю, придает, так скажем, сырой идее форму стихотворения. Это тоже искусство, искусство быта.
Я всегда первым делом обращаю внимание на локацию нового объекта, на само здание. Это точка отправления. Например, если квартира находится в новом ЖК, ни о каких классических приемах для меня не может быть и речи — это нонсенс. Если только некая интерпретация классики на современный манер или какие-то тонкие намеки, но это обязательно облегченная форма. Если здание историческое, то его стиль, его локация во многом определяет направление, но я понимаю, что мы живем в 2024 году, и делать полную классику тоже странно, так что это будет тоже своего рода интерпретация, но уже совершенно другая. В интерьере и экстерьере должна быть гармония, всегда.
На Ксении: пальто двубортное из шерсти
Это, пожалуй, самое сложное. Всегда нужно сохранять баланс адекватности, в конце концов, это дом для других людей, они имеют право на свои желания. Но когда ты на 100% уверена в своих идеях и что какие-то моменты важны для гармонии, то нужно убеждать, аргументировать, показывать примеры, но всегда стоять на своем.
Как показывает практика, когда даешь слабину и идешь на поводу у заказчиков, то получается только хуже и они сами это потом видят. Если вы по много раз пытаетесь что-то куда-то заново подобрать и переделать — это путь к плохому результату. Первая или вторая идея — всегда самые хорошие. Я и сама все еще работаю над тем, чтобы не уступать в нужный момент.
На самом деле не могу выделить что-то одно, постоянно нравится что-то новое, так как мы растем и меняемся. Например, я бы никогда не подумала, что мне когда-нибудь будет нравиться ар-нуво и ар-деко. Однако, внезапно, в последнее время я все чаще обращаюсь к некоторым элементам и одного, и другого, просто в современной интерпретации. Я раньше и коллекционный дизайн не понимала, и блошиные рынки стороной обходила.
Так что никогда не говори «никогда», я уже четко для себя поняла, что если мне что-то сильно не нравится, то это просто период такой, все может поменяться при правильных обстоятельствах и правильных примерах.
Это как раз про историческую составляющую. Коллекционный дизайн по периоду — это все, что после Первой Мировой Войны и особенно то, что после Второй. Это время, когда визуально начало меняться и упрощаться вообще все — от одежды до изобразительного искусства и архитектуры. Это переломный исторический момент, поэтому лично мне очень интересно работать с этими предметами, зная, что такую форму мебель приобрела впервые. Кто-то впервые отказался от ажурных ножек у стула, от позолоченной нити в обивке и сделал его другим. А так как это было впервые, архитекторы (как правило, в то время не было продакт-дизайнеров, мебель того периода делали именно архитекторы) обращали пристальное внимание на комфорт этих «новых» форм. Можно с закрытыми глазами выбрать любой предмет 40-х, 50-х, 60-х, 70-х и точно знать, что на нем будет удобно читать книгу несколько часов подряд.
В последнее время я покупаю очень много тематических книг по архитектуре. Меня эти книги не только вдохновляют, но и учат очень многому! Например, одна из моих любимых — это Entryways of Milan. Сейчас она стала модной, но раньше о ней мало кто знал. Тем не менее, это просто кладезь приемов по использованию мрамора от моих любимых мастеров итальянского модернизма. Также я просто обожаю книгу Atelier Perigalli — это студия дизайна, которая ведет максимально затворнический образ жизни: ни соцсетей, ни подробного сайта – ничего. Ребята делают такие фантастические реставрационные работы, что каждая страница — это полное вдохновение в чистом виде!
Определенно да, это очень взаимосвязанные вещи. Но я не могу сказать, что одеваюсь четко в одном стиле, так же как и работаю я в разных направлениях. Больше я все-таки тяготею к мягкому, комфортному минимализму и в работе, и в гардеробе. В моем понимании, это не отягощает жизнь, не создает лишнего мусора в голове. Это как хорошо организованный и чистый рабочий стол.
На Ксении: платье
Чем больше мы понимаем про себя, тем органичнее становится все вокруг нас, пропадает сумбур и суматоха… так что работаем над собой, и пазл сам сложится. Однако не стоит забывать, что я девушка и иногда мне просто хочется чего-то эдакого, поэтому в моем гардеробе можно найти совершенно сумасшедшие вещи, которые иногда выгуливаются… почему бы и нет, даже если моему обычному образу это не соответствует, зато соответствует сегодняшнему настроению.
Рабочий день у меня не нормированный. Иногда я за компьютером, иногда в разъездах, иногда в командировках. Бывает, что с самого утра, как закончила домашние дела, отвезла ребенка в школу, не вылезаю из-за компьютера. А бывает, что сажусь за работу только в 6 вечера и сижу до глубокой ночи. Пока что мне так нравится, но я знаю, что в какой-то момент нужно будет сделать офис и нормализовать график работы.
В свободное время я занимаюсь спортом, он всегда в моем расписании. А еще танцы — огромная моя любовь, без них я уже не могу представить свою жизнь. Это огромное счастье, когда в твоей жизни есть любимое хобби, ради которого поедешь в час пик на другой конец Москвы.
Мелочи на самом деле. Вкусный кофе, белки, которые копошатся на ветках, и птицы, природа. Иногда в работе бывают моменты, когда не идет, вот не идет, и все тут. Сидишь-сидишь и ничего не придумывается. Нужно выйти погулять, посмотреть, как дети играют на площадке, пройтись – движение очень сильно освежает голову. А также музыка. Иногда бывает, что проект полностью построен на каком-то альбоме и треке. Вдохновение –это состояние счастья. А счастье только в мелочах, нужно уметь это отслеживать.
Серые треники… и в пир, и в мир! Лучший образ для меня — это треники, кеды или ботильоны на каблуке, футболка и классный классический жакет. Могу так ходить постоянно. Так что я — полное отражение своих интерьеров: мягких, крупных, комфортных предметов с ноткой классики и собранности.
Я всегда с вдохновением смотрю, как люди могут сочетать несочетаемые вещи, так что я могу сказать «ДА» очень многому. Стиль чувствуется в человеке, если он есть, и неважно, надел человек костюм или спортивки. Но я точно говорю «НЕТ» трендам. Очень надоело, что все носят одинаковые кроссовки, одинаковые сумки, одинаковые бренды. В этом нет стиля, только подражание.
В последнее время на то, подойдет ли эта вещь моему гардеробу и как долго я ее буду носить. Вещи на сезон мне перестали быть интересными, я предпочитаю купить качество, а не тренд.
Сложно жить в наш век потребления, когда все вокруг кричит: «Купи меня». Виш-листы постоянно обновляются и модифицируются, но есть вещь, которую я хочу больше других – это Lamborghini Countach конца 70-х годов. Это не машина для езды каждый день, это машина для коллекционирования и удовольствия. И пусть все фэшн-айтемы подождут!